Лучшие объявления

Ужесточение регулирования криптовалют в Китае не приведет к обвалу рынка

20 сен 2017

подробнее

Коррекция рынка продолжится

20 сен 2017

подробнее



Рынок "Барыс-3"

 

Адрес: трасса Алматы-Бишкек

 

Маршруты проезда на автобусе можно посмотреть здесь

 

 

23 апреля 2010

 

Уплотнительная перспектива авторынка

 

Низкая плотность российского автопарка, которая составляет сейчас 231 авто на 1 тыс. жителей, что вдвое меньше развитых автомобильных рынков мира, воодушевляет автоконцерны. Чтобы приблизится к европейскому и американскому уровню плотности и возраста автопарка, в России должно быть продано более 40 млн. новых автомобилей. По оценке аналитиков это произойдет не раньше 2025 года. Но отдельные, крупные рынки, такие как Петербург и Москва могут достичь расчетных показателей уже к 2012-2013 годам.

 

Многие эксперты и аналитики, рассуждая о перспективах российского автомобильного рынка, верят в его светлое будущее, отталкиваясь от небольшого, по сравнению с другими странами, количества автомобилей на 1 тыс. жителей России. По оценке Ernst&Young, к концу 2009 года, на 1 тыс. россиян приходился 231 автомобиль, в то время, как в Великобритании – 508, в Германии – 504, в Польше – 438, США – 435. При этом, рынки этих стран продолжают расти, прежде всего, за счет обновления автомобильного парка. До недавнего времени в России не существовало системы, которая бы стимулировала замену старых автомобилей на новые, тем самым, поддерживая рынок. Но программа по утилизации старых машин, заработавшая в марте и пока в рамках эксперимента, призвана изменить эту ситуацию, и, возможно, в том или ином виде она будет действовать на постоянной основе.

 

Низкая плотность автомобильного парка в совокупности с налаженной системой его обновления делают автомобильный рынок России по настоящему перспективным. По данным Ernst&Young, российский парк легковых автомобилей на конец 2009 года насчитывал 32,58 млн. машин. Поэтому, чтобы приблизится к уровню, например, Польши, российский парк автомобилей должен увеличиться почти на 90%, до 60 млн. автомобилей. Причем, с учетом недавнего повышения импортных пошлин не только на новые, но и поддержанные автомобили, что привело в прошлом году к снижению их ввоза на территорию РФ на 97%, (до 12 тыс. штук - данные PricewaterhouseCoopers), прирост российского автомобильного парка будет происходить преимущественно за счет новых машин российского производства. Впрочем, импортные пошлины на новые и поддержанные автомобили со временем могут быть снижены, по крайней мере, вокруг этого вопроса постоянно ведутся дискуссии в профильных министерствах российского правительства. Подрасти российский парк подержанных авто может и за счет ввоза в РФ машин из Беларуси и Казахстана в рамках таможенного союза, к которому в перспективе может присоединиться и Украина.

 

Но если пошлины в долгосрочной перспективе не изменятся, а импорт поддержанных авто из стран участниц ТС в РФ будет сдержан, автопроизводители, работающие в России, и местные дилеры рыночный потенциал новых машин могут оценивать не только исходя их текущей плотности легковых авто на 1 тыс. жителей. Сформированный на сегодняшний день парк легковых машин в России еще и очень старый. Так, по оценке аналитического агентства Автостат, по состоянию на начало 2010 года,более половины (51,4%) парка составляют автомобили старше 10 лет (средний же возраст авто в РФ – 11,5 лет). То есть, владельцы почти 16,75 млн. авто при наличии отлаженной системы утилизации, недорого продукта на рынке и привлекательных кредитных программ, вероятно, с радостью их поменяют. Примечательно, что до 2,5 млн. легковых машин в РФ, считают в Автостате, хотя еще и стоят на учете в ГИБДД, уже настолько стары, что уже совсем не используются.

 

Таким образом, если ориентироваться не только на плотность автопарка в Европе и США, но и на его средний возраст, картина еще более радостная. По данным Автостата средний возраст автомобилей в Европе – 8,5 лет, в США – 9,2 года. Соответственно в России количество машин в возрасте до 10 лет не превышает 16 млн. единиц. То есть плотность российского автомобильного рынка с учетом и его возраста, в сравнение с американским и европейским, составляет и вовсе 113 авто на 1 тыс. жителей, что почти в четыре раза меньше, чем в той же Польше.

 

Отметим, что средняя заплата в Польше в 2009 году составила примерно $1,2 тыс., в то время как в России вдвое меньше. С другой стороны, в 2008 году, который стал для автомобильного рынка РФ самым успешным, средняя зарплата, по оценке Ernst&Young, составляла почти $700. Но тогда в стране было продано почти 3,2 млн. (данные PwC) легковых новых и поддержанных импортных машин, а плотность парка увеличилась до 210 авто на 1 тыс. жителей с 188 машин в 2007 году. Кстати, плотность автопарка в РФ увеличивается и в связи с сокращение населения, примерно на 500 тыс. человек в год.

 

В итоге, чтобы приблизится к европейским показателям по возрасту и плотности парка, в России должно быть продано более 40 млн. новых автомобилей, на что потребуется много лет. В своем отчете за 2008 год аналитики PricewaterhouseCoopers, с учетом кризисных явлений, сделали прогноз, согласно которому, при ежегодном выбытии автопарка в объеме до 6%, российский парк автомобилей увеличится до уровня 400 авто на 1 тыс. жителей к 2025 году. Ранее в PwC ожидали, что это произойдет к 2020 году.

 

Впрочем, плотность российского автопарка далеко не однородна. Самыми насыщенными рынками, по данным Автостата, являются Москва и Московская область. Причем, если в столице на 1 тыс. жителей приходится 307 авто, то в городах Московской области этот показатель варьируется от 340 до 400 авто на 1 тыс. жителей. В Петербурге, по оценке агентства, на тысячу жителей приходится 280 легковых машин. За исключением Москвы, это наивысший показатель плотности автопарка в городах-миллионниках. В Екатеринбурге на 1 тыс. жителей 264 авто, в Ростове-на-Дону – 263, в Казани – 237, в Нижнем Новгороде – 206.

 

Кстати, для крупных российских региональных рынков характерна не только относительно высокая плотность парка, но и его, близкий к европейским и американским показателям, возраст. Если в Москве средний возраст автомобилей чуть более 10 лет, то в Петербурге – 9,8 лет. Отметим, что средняя зарплата в Петербурге, по данным городского комитета экономического развития, летом прошлого года составляла около $700. Очевидно, что такие рынки, как Петербург и Москва достигнут уровня плотности автопарка в 400 машин на 1 тыс. жителей раньше, чем Россия в целом. На сегодняшний день, по данным Автостата, автомобильный парк Петербурга составляет 1,28 млн. авто. Для достижения расчетной плотности, парк легковых автомобилей должен увеличиться на 45%, до 1,85 млн. авто. То есть в последующие годы в городе должно быть продано до 570 тыс. новых авто. В прошлом году в Петербурге, по данным аналитического агентства и компании «Питер-Лада», было продано около 110 тыс. новых легковых автомобилей. Если, как предсказывают аналитики, рынок будет ежегодно расти хотя бы на 10%, то на тысячу петербуржецев только за счет реализации новых автомобилей уже к концу 2013 года будет приходиться по 400 машин.

 

Максим Вертман,
специально для Auto-Dealer.ru-Петербург